Монументальный католический храм Святого Матфея, выполненный в архитектурном стиле позднего барокко, стал свидетельством возросшего влияния которской Доброты, которая к концу XVII века за счет развития морского дела стала играть определяющую роль в социально-экономической и культурной жизни всего региона. Богатый внешне и изнутри храм как нельзя лучше отразил эту тенденцию.
Месторасположение: церковь находится в Которском муниципалитете на набережной в центральной части поселения Доброта возле большого дворца Милошевичей.
Церковь Святого Матфея с высокой колокольней во многом определяет внешний облик города
Храм был построен в конце XVII века на месте более ранней церкви, которая также была посвящена Святому Матфею. Об этом факте можно узнать из устава которского Братства Святого Креста (1298 год), где упоминается прежняя церковь, а также из сохранившихся надписей в ризнице новой церкви, выполненных на латыни и датированных XIII веком. В результате землетрясения 1667 года первая церковь была разрушена, а на ее месте построили новый красивый храм.
Главное здание обновленного храма Святого Матфея закончили уже к 1670 году, остальные постройки, включая высокую колокольню, возвели позже — после 1770 года. Основные деньги на церковь выделили богатые добротские капитаны — Паво Каменарович и Антуан Радимир. Каменарович заплатил за строительство колокольни и изготовление мраморного алтаря, а также передал в церковь другие ценности. Радимир спонсировал возведение часовни Святого Антуана и пожертвовал для церковной ризницы золотой реликварий.
Церковь Святого Матфея на карте
В результате пышность барочных внешних форм церкви была дополнена богатством внутреннего убранства: мраморным алтарем, многочисленными картинами и скульптурами, искусными церемониальными изделиями из серебра и текстиля. Самые ценные иконы, до сих пор хранящиеся при храме — это «Добротская Мадонна с младенцем» (работа Джованни Беллини второй половины XV века), «Святой Николай» (работа Пьетро Трантония Новелли второй половины XVIII века), «Снятие с креста» (крито-венецианская школа XVI-XVII веков). Кроме картин известных художников, представляют интерес работы местного мастера-любителя — моряка Марка Радоничича, который в начале XIX века написал несколько своих произведений для церкви. Наиболее важные скульптуры — статуя святого семейства и композиция укладки Христа во гроб работы венецианского скульптора Джованни Боназза (XVIII век), они сделаны из каррарского мрамора. Также следует отметить прочие ценности: золотой реликварий «Кровь Бога» (XV-XVI век), выполненный в готическом стиле и содержащий реликвии из Голгофы, которые были привезены из Крестовых походов; многочисленные серебряные кресты, кадильницы и шкатулки (в основном XVIII век); церемониальную одежду и знаменитые добротские кружева из белого золота.
Комментарии